Проект "История Турции и арабского мира"

История развития Алжира

Происхождение названия 
Слово «Алжир» является производной от имени древнейшего поселения в стране. Также это название и столицы страны, крупного портового города со стратегическим расположением – хороший доступ к Европе и Ближнему Востоку. Население в основном живет на севере. Большая часть из них - это арабы. Берберы проживают в изолированных южных пустынных районах, сохраняя в своем обществе самобытную идентичность. 

Образование страны 
Берберы – коренные жители Алжира. Первыми захватчиками местных земель были финикийцы, чья империя охватывала территорию современного Ливана. Финикийцы строили порты вдоль побережья Средиземного моря в 1200 до н.э. Они основали города Константин и Аннаба, которые находятся на востоке современного Алжира. 

Они учили берберов, как выращивать урожай, но в целом держались от них на расстоянии. Римляне захватили север Африки, назвав новое царство именем Нумидия. Римское владычество длилось около 600 лет. 

Арабы пришли в северную Африку в 7 веке (еще при жизни пророка Мухаммеда, который умер в 632 году), затем в 11 веке. Берберы оказали им сопротивление из-за указа, что религиозными и политическими лидерами в стране могут быть только арабы. Из-за второго мусульманского завоевания в стране произошли существенные перемены, берберы были вынуждены или бежать в горы, или подчиняться новому режиму. 

Внутренние конфликты привели к ослаблению арабской власти на севере Африки в 15 веке. Этим воспользовались европейцы, и в 1510 году испанские войска захватили Алжир, Оран и другие важные портовые города. 

К французам власть перешла в 19 веке. В отместку за непослушание европейцам и долги они пытались блокировать несколько алжирских портов, но им это не удалось. 5 июля 1830 года французская армия вторглась в Алжир . 4 года спустя Франция объявила Алжир своей колонией – так началось 132-летняя «французская» история Алжира. 

В 1840 году Абд аль-Кадир, борец за свободу, организовал мятеж против колонизаторов. Он закончился в 1847 поражением повстанцев. Примерно в то же время французы начали массово иммигрировать в Алжир. Французское правительство распорядилось привить алжирскому обществу французскую культуру. 

В 1881 году в Алжире жило 300 тысяч европейцев (половина из них – французы) и 2,5 миллиона арабов. 

В 1871 году среди мусульман назрел бунт, намного крупнее, чем у Абд аль-Кадира 31 годом ранее. Ответом французов было подавление восстания и ограничение прав алжирцев. 

В течение конца 19 и начала 20 веков французы все дальше расширяли свое влияние и захватывали земельные владения. К 1914 году под их контролем были большие участки земли, которые раньше были пустыней и собственностью берберских племен. Во время мировых войн алжирцы воевали против врага вместе с французами. 

По окончании Второй мировой войны они потребовали признания прав мусульман в обмен на помощь в войне. Шарль де Голль, лидер французского сопротивления, согласился предоставить французское гражданства некоторым мусульманам, что привело к росту напряженности в отношениях между алжирцами и французами. Антифранцузские настроения крепли, и в 1926 году сформировалось антиколониальное движение. 

В 1937 была создана Алжирская Народная партия, но реальное движение за независимость начало набирать обороты после 1945 года. В 1957 году де Голль отказался уступить алжирцам их землю. Алжирская война за независимость началась в 1954 году, когда Национальная освободительная армия провела ряд партизанских атак по французским военным укреплениям и призвала всех мусульман присоединиться к борьбе. 

В течение следующих четырех лет Франция отправила в Алжир почти полмиллиона солдат. Их тактика, заключавшаяся в бомбежке деревень и издевательств над пленными, привлекла всеобщее внимание и была осуждена ООН и Президентом США Джоном Ф. Кеннеди. В 1959 году де Голль, который стал Президентом Франции, пообещал независимость Алжиру, но в следующем году приказал своим войскам навести порядок в стране. 

В 1961 году представители Национального освободительного фронта встретились с французским правительством, и год спустя Алжир наконец-то обрел независимость. Премьером назначили Ахмеда Бен Беллу. Он стал главой правительства и руководителем единственной политической партии страны. Расширение его власти не всем нравилось, и в 1965 году в результате бескровного переворота его место занял бывший министр обороны Хуари Бумедьен. 

Он продолжил курс социальной политики Бен Беллы, но изменил его, концентрируя основные усилия на снижении уровня безработицы и неграмотности, децентрализации власти. После его смерти в 1978 году главой страны стал полковник Шадли Бенджедид. В 1980-х годах усилилось исламское движение, что привело к беспорядкам. 

Принятие новой конституции в 1989 году позволило создавать другие политические партии. Первые всеобщие выборы в Алжире прошли в декабре 1991 года, но процесс демократизации неожиданно прервался, когда Исламский фронт спасения (FIS) сверг с должности Бенджедида. Новое правительство установило переходный руководящий орган под названием Высший совет государств (HCS). 

Выборы планировались на 1992 год, но начались беспорядки, мятежи, подавления, и они были отменены. Десятки тысяч человек были убиты, разрушено множество деревень. В сентябре 1999 года прошел референдум, предложенный Президентом Абдельазизом Бутефликом, который поставил окончание семилетнего конфликта. Тем не менее, правовые запреты еще не положили конец актам насилия. 

Национальная идентичность 
Национальное самоопределение народа Алжира основано на сочетании традиций берберской и арабской культуры. Сильное влияние ислама на все аспекты жизни алжирцев формирует чувство идентичности, которое выходит за рамки национальных границ, включая и других арабские страны. Противостояние французским колонизаторам усилило объединяющие тенденции в национальном самосознании алжирцев. 

Этнические отношения 
Между арабами и берберам существуют некоторое недоверие, корнями восходящее к тому периоду истории, когда арабы завоевали земли Алжира. Хотя большинство берберов приняли ислам, они до сих пор отличаются в культурном плане от арабов. 

Даже в тех случаях, когда берберам приходится мигрировать в города в поисках работы, они предпочитают жить в обособленных кланах, не смешиваясь в доминирующей арабской культуре. Кабилы в этом плане наиболее устойчивы. 

Шауйя больше всех изолированы от всех берберских сообществ, единственные посторонние люди в их поселениях – это случайные торговцы-кабилы. Изоляция шауйя была нарушена во время войны за независимость –французы отправляли членов клана в концентрационные лагеря.