Проект "История Турции и арабского мира"

Берберы.

Бербе?ры (от греч. ????????, лат. barbari; самоназвание амазиг, амахаг — «свободный мужчина»; кабильск. Imazi?en) — общее название принявших ислам в VII веке коренных жителей Северной Африки от западных границ Египта (Оазис Сива) на востоке до Атлантического океана на западе и от реки Нигер на юге до Средиземного моря на севере. Говорят на берберо-ливийских языках афразийской макросемьи. По религии — в основном мусульмане-сунниты. 

Со времён мусульманского завоевания жители Магриба подверглись значительному влиянию арабской культуры. Многие так или иначе владеют местной разновидностью арабского. Некоторые владеют также французским и испанским языками, распространившимися на севере Африки в колониальный период (XIX—XX века). Значительная диаспора берберов имеется во Франции, из неё происходит ряд известных личностей. Берберы не являются этнически и лингвистически полностью однородной группой, проживают чересполосно с арабами. В настоящее время численность берберов оценивается от 20 до 40 млн человек. 

Берберы представлены различными этническими группами и составляют около 25—30 % алжирцев, 50 % марокканцев. Согласно данным Всемирного Конгресса Амазигов (ВКА), около 50 % от численности всего берберского населения входят в состав марокканского общества, 30 % живут в Алжире, а остальные 20 % данной этнической общности проживают в Тунисе, Ливии, Египте и Мали. В Ливии (200 тыс.), Мали (450 тыс.), Нигере (700 тыс.), Тунисе (30 тыс.) и Мавритании (250 тыс.)[19]. В настоящее время примерно 1,2 млн берберов насчитывается только во Франции. Большинство из них имеет французское гражданство. Берберы — второй по численности после курдов этнос, не имеющий своих национально-автономных образований. 

Название «берберы», данное европейцами по аналогии с варварами из-за непонятности их языка, не употребляется самими берберскими народностями, то есть является экзонимом. С начала XX века берберские языки используют латинский (с некоторыми специфическими добавлениями) и арабский алфавиты.Народности 
Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные: 

Амацирги — народ в Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (так называемый Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла. 
Шиллу — народ в Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана. 
Кабилы — народ в Алжире. 
Шауйя — народ в Алжире. 
Берберы Сахары, населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: туареги, бени-мезаб, сокну, аудшилу, сива. 
Спорным остаётся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей, частично истребленного, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов.История 


Берберы до арабских завоеваний 
Имазигены (множественное число от амазиг) являют собой один из самых древних народов, проживающий в Северной Африке, по некоторым данным, уже 10 тысяч лет и имеющий богатейшую историю. Предки берберов, ливийцы, жившие к западу от Египта, упоминаются в древнеегипетских надписях. По некоторым версиям имеют европейское происхождение. По результатам лингвистических и иных исследований имеются предположения, что они являются потомками галлов или имеют отношение к первым поселенцам в Северной Африке. Согласно другой версии, берберы имеют единые корни с народами, населявшими Иберийский полуостров. Что у них общая история задолго до попадания в зависимость от Рима. Многие историки и лингвисты в подтверждение этого вывода приводят лингвистическую схожесть берберского и иберо-кавказских языков. Есть мнение, что цивилизация древних берберов дала толчок развитию древнего Египта. 

Эпоха арабских завоеваний и берберских династий 
Арабские завоевания в Магрибе с VII века не сильно изменили расовую картину, однако в значительной степени повлияли на культуру аборигенного населения. Многие берберы утратили идентичность по мере интеграции в арабское общество и забыли свой родной язык. Однако сохранили культурные отличия в виде традиций и обычаев, которые сильно отличаются от культуры жителей Магриба. Самобытность берберов проявляется в особенностях традиционной одежды, народных танцев и песен, фольклоре и ремеслах. Сохранившаяся среди туарегов и имеющая отчетливо выраженные геометрические формы графика языка (тафинаг) существовала уже 4 тыс. лет назад. В последнее время усилиями берберских культурно-просветительных организаций она возвращается в обиход и подкрепляет разговорные диалекты. 

Некоторые берберы достигали высокого положения при арабах. Так арабский полководец Тарик ибн Зияд (670—720) завоевавший королевство вестготов был берберского происхождения. 

Подавляющее большинство правивших в Северной Африке династий имело берберские корни. Берберы стали основателями империи Альморавидов, одной из самых могущественных мусульманских государств, основанного в середине XI века берберами — последователями Абдуллы ибн Ясина на территории нынешних Марокко, Алжира, Испании и Португалии. Альморавиды преследовали любое инакомыслие, они уничтожили земледельческую цивилизацию раннего средневековья, после чего начался длительный период упадка Северной Африки. 

В VII—VIII вв. территории современных Алжира, Туниса, Марокко и Ливии были включены в состав централизованного арабо-мусульманского государства. В XI—XII вв. в западные районы Магриба вторглись берберские кочевники Альморавиды и Альмохады. Их правление привело к так называемой бедуинизации и депопуляции Северной Африки, упадку ее земледельческой и городской культуры. В прошлом берберы имели несколько своих государств, почти полностью совпадающие в своих границах с современными Марокко, Алжиром и Тунисом. Так, в XIII в. на обломках державы Альмохадов возникли государства Хафсидов — в Тунисе, Зайанидов — в Западном Алжире и Маринидов — в Марокко. 

С 1515 по 1830 гг. пришелся период господства турок на территориях современных Алжира и Туниса. Примерно этот же период ознаменовался расцветом пиратства. Действуя из множества портов Магриба (Варварский берег), включая такие крупные как Тунис, Триполи, Алжир и Сале, они держали в страхе всё западное Средиземноморье.

Колониальный период 
Франция, завоевав в 1830 году Алжир, а затем Марокко и Тунис, предоставила берберам возможность обучаться на своем языке, в отношении них применялись иные правовые процедуры, чем к арабам, применялись различные меры, чтобы евро-берберская идентичность сыграла свою роль на случай арабских восстаний в колонии. Франция в 1881 году устанавливает колониальное управление в Алжире, а в 1883 году оформляет протекторат над Тунисом. Французы не раз пытались использовать этно-культурные различия населения для разжигания розни между ними. Подобное дробление единой марокканской общности, полагали идеологи французской колониальной администрации, сведет к минимуму возможность создания единого антифранцузского протестного фронта. 

В 1912 году Марокко стало протекторатом Франции. Под контроль Испании отошли города Лараш и Азилах. Испанские войска высадились в стратегических точках средиземноморского побережья Марокко. Однако они тут же столкнулись с ожесточенным сопротивлением племен рифаев. Последним государством берберов считается конфедеративная республика племён Эр-Рифа — государство, созданное после победы при Анвале в 1921 году восставшими против марокканского султана и европейских колонизаторов жителями Эр-Рифа (горной области на севере Марокко), которая просуществовала до 1926 года. Испано-французская интервенция на территорию республики получила название Рифской войны. После вторжения в республику 250-тысячной испано-французской армии во главе с маршалом Петеном президент Абд аль-Крим, осознавая бесперспективность дальнейшего сопротивления сдался и государственность была ликвидирована.Период после обретения независимости странами Северной Африки 
Тунис и Марокко получили независимость в 1956 году, Алжир — в 1962 году. Несмотря на вклад берберов в политическую жизнь стран арабской Африки, их неарабизированные племена не имеют политической, а местами и культурной автономии, хотя и являются крупнейшим этническим меньшинством. Все попытки обрести автономию жестоко подавлялись. 

В жизни современных стран Северной Африки берберский вопрос занимает важное место, однако везде решается по-разному. Если в Марокко в отношении берберов проводилась в основном либеральная политика, то в Алжире проблема коренного населения имеет особо острый характер. Основным центром сопротивления является гористая область Кабилия, где проживают две трети берберов Алжира (кабилы).